.
1. Первой русской правительницей, выбравшей христианство, стала бабка Владимира Крестителя княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе. Согласно легенде, приведенной в «Повести временных лет» (ПВЛ), «мудрейшая из всех женщин» сумела обхитрить самого византийского басилевса. Плененный ее красотой, он предложил ей руку и сердце, однако Ольга заявила, что прежде должна креститься, и уговорила императора стать ее крестным отцом. А выйдя из купели, заявила сгорающему от нетерпения кесарю: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей басилевс: «Перехитрила ты меня, Ольга».
2. Если крещение Ольги и имело какие-либо политические последствия, то они были уничтожены ее сыном, воинствующим язычником Святославом, отцом Владимира. Единственное, чего удалось добиться Ольге, это обещание сына не преследовать христиан. Но когда Владимир выбирал веру, решение бабушки оказалось влиятельным фактором: «Сказали же бояре: если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещения, а была она мудрейшей из всех людей».
3. О том, что крещению Руси предшествовала попытка Владимира внедрить централизованный языческий культ, известно со школьной скамьи. Однако не все знают, что, если верить «Повести временных лет», всплеск языческого благочестия сопровождался человеческими жертвоприношениями: «Пошел Владимир против ятвягов и захватил их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: “Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, тех и зарежем в жертву богам”». Жребий пал на двух варягов-христиан, которые, однако, отказались участвовать в языческом ритуале и были убиты разъяренной толпой.
4. Доподлинно неизвестно, почему Владимир разочаровался в язычестве. Так что предоставим слово Алексею Толстому — его догадка не хуже других, зато какой слог!
Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte für immer
Die alte Religion.
Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги дрянь,
Пойдем креститься в воду!»
И сделал нам Иордань.
«Перун уж очень гадок!
Когда его спихнем,
Увидите, порядок
Какой мы заведем!»
5. Узнав, что Владимир решил менять веру, в Киев устремились разнообразные проповедники-миссионеры, евреи — не исключение. Их беседу с князем мы приведем в пересказе «Сатирикона»:
Первыми, конечно, приехали евреи.
— Ваша страна где находится? — спросил их Владимир.
— Страны у нас нет! — ответили евреи. — У нас только есть черта оседлости.
— А где ваша «черта оседлости»?
-Там, где угодно министрам внутренних дел. Теперь наша «черта» — Вильно, Ковно, Бердичев…
— А Киев?
— Киев вне «черты». Впрочем, министр внутренних дел…
Владимир не дал евреям договорить.
— Не хочу я быть зависимым от министра внутренних дел. Идите с Богом.
6. Кстати, именно диалог Владимира с евреями, приведенный в «Повести временных лет», позволяет историкам датировать легенду о выборе веры, вошедшую в летопись. Объясняя князю, как они дошли до жизни такой, евреи говорят: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Однако во времена Владимира Палестина находилась под властью мусульман, которые в середине VII века изгнали из Святой Земли византийцев. Христиане — крестоносцы — захватили Святую Землю лишь в самом конце XI века. Следовательно, легенда не могла появиться раньше.
7. Тем не менее, многие реалии, упомянутые в «Повести временных лет», находят подтверждение в независимых источниках. Так, арабский историк аль-Марвази, живший в начале XII века, подтверждает серьезный интерес Владимира к исламу и даже сообщение «Повести временных лет» о том, что киевский князь отправлял послов с целью побольше узнать о мусульманской вере. Далее, по словам ПВЛ, во время переговоров с латинянами («немцами»), Владимир отклонил их предложение, сославшись на своих предков: «Сказал же Владимир немцам: “Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого”». В русских источниках нет никаких пояснений того, о чем идет речь. Зато они есть в немецких хрониках: в 961 году в Киеве появился епископ Адальберт, назначенный на новоучрежденную русскую кафедру. Его миссия, однако, закончилась крахом — вскоре он был вынужден уносить ноги.
8. Некоторые исследователи (начиная с В.Н. Татищева) сомневаются в достоверности рассказа ПВЛ о еврейских миссионерах: евреи-де не занимаются миссионерством среди неевреев, а лишь распространяют среди народов заповеди Ноя (запреты идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, прелюбодеяния и т. д.). На наш взгляд, для подобного скептицизма нет оснований. Случаев иудейского миссионерства известно немало: Адиабена, Химьяр, Хазария… А вот свидетельство того, что евреи распространяли нечто похожее на Семь заповедей Ноя, есть только одно, причем в Новом Завете:
Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деян 15:19)
9. Выбирая веру, Владимир и его свита внимательно выслушали доводы всех миссионеров, среди которых самым убедительным, естественно, оказался византийский «философ». Однако, если верить ПВЛ, окончательный выбор был сделан почти по еврейскому анекдоту — «ну, во-первых, это красиво»:
Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.
10. Крещению Руси предшествовала война с Херсонесом (Корсунью), откуда Владимир добыл священников и святыни, включая почитаемые мощи святого Климента. Взять город ему помогла измена попа Анастаса, указавшего русским водовод, снабжающий город. Этот подвиг не был забыт: Анастас стал настоятелем киевской Десятинной церкви, иконы и утварь в которой как раз и происходили из корсунской добычи.
11. Вернувшись в Киев, Владимир приказал сокрушить Перуна и прочих идолов, которых прежде сам же установил. Касательно реакции киевлян вновь предоставим слово «Сатирикону»:
Бедного Перуна утопили. Народ же киевский, несмотря на открытый переход в христианство, в душе еще долго оставался язычником. Многие из них тайно отправлялись на поиски несчастного Перуна и других богов. Это были первые богоискатели на Руси. Отчаявшись в поисках Перуна, некоторые из богоискателей взяли топор, пилу и рубанок и принялись строить нового Перуна. Это были первые богостроители на Руси.
12. Не все помнят, что крещение князя едва не парализовало русскую государственную машину: слишком буквально восприняв некоторые заповеди, Владимир не знал, как теперь вершить правосудие. К счастью, оказавшиеся рядом опытные византийские богословы объяснили Крестителю, что и как:
И умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?» Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав».
13. Ну и последнее. Новый праздник появился в России с опозданием на два года сравнительно с соседским прецедентом — на Украине еще в 2008 году президент Ющенко подписал указ про День крещения загадочной химеры «Киевская Русь—Украина». Так что стоит поблагодарить российских законодателей, удержавшихся от симметричного ответа и не подаривших россиянам «День крещения Киевской Руси—Российской Федерации».
Источник
.
1. Первой русской правительницей, выбравшей христианство, стала бабка Владимира Крестителя княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе. Согласно легенде, приведенной в «Повести временных лет» (ПВЛ), «мудрейшая из всех женщин» сумела обхитрить самого византийского басилевса. Плененный ее красотой, он предложил ей руку и сердце, однако Ольга заявила, что прежде должна креститься, и уговорила императора стать ее крестным отцом. А выйдя из купели, заявила сгорающему от нетерпения кесарю: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей басилевс: «Перехитрила ты меня, Ольга».
2. Если крещение Ольги и имело какие-либо политические последствия, то они были уничтожены ее сыном, воинствующим язычником Святославом, отцом Владимира. Единственное, чего удалось добиться Ольге, это обещание сына не преследовать христиан. Но когда Владимир выбирал веру, решение бабушки оказалось влиятельным фактором: «Сказали же бояре: если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещения, а была она мудрейшей из всех людей».
3. О том, что крещению Руси предшествовала попытка Владимира внедрить централизованный языческий культ, известно со школьной скамьи. Однако не все знают, что, если верить «Повести временных лет», всплеск языческого благочестия сопровождался человеческими жертвоприношениями: «Пошел Владимир против ятвягов и захватил их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: “Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, тех и зарежем в жертву богам”». Жребий пал на двух варягов-христиан, которые, однако, отказались участвовать в языческом ритуале и были убиты разъяренной толпой.
4. Доподлинно неизвестно, почему Владимир разочаровался в язычестве. Так что предоставим слово Алексею Толстому — его догадка не хуже других, зато какой слог!
Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Da endigte für immer
Die alte Religion.
Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги дрянь,
Пойдем креститься в воду!»
И сделал нам Иордань.
«Перун уж очень гадок!
Когда его спихнем,
Увидите, порядок
Какой мы заведем!»
5. Узнав, что Владимир решил менять веру, в Киев устремились разнообразные проповедники-миссионеры, евреи — не исключение. Их беседу с князем мы приведем в пересказе «Сатирикона»:
Первыми, конечно, приехали евреи.
— Ваша страна где находится? — спросил их Владимир.
— Страны у нас нет! — ответили евреи. — У нас только есть черта оседлости.
— А где ваша «черта оседлости»?
-Там, где угодно министрам внутренних дел. Теперь наша «черта» — Вильно, Ковно, Бердичев…
— А Киев?
— Киев вне «черты». Впрочем, министр внутренних дел…
Владимир не дал евреям договорить.
— Не хочу я быть зависимым от министра внутренних дел. Идите с Богом.
6. Кстати, именно диалог Владимира с евреями, приведенный в «Повести временных лет», позволяет историкам датировать легенду о выборе веры, вошедшую в летопись. Объясняя князю, как они дошли до жизни такой, евреи говорят: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Однако во времена Владимира Палестина находилась под властью мусульман, которые в середине VII века изгнали из Святой Земли византийцев. Христиане — крестоносцы — захватили Святую Землю лишь в самом конце XI века. Следовательно, легенда не могла появиться раньше.
7. Тем не менее, многие реалии, упомянутые в «Повести временных лет», находят подтверждение в независимых источниках. Так, арабский историк аль-Марвази, живший в начале XII века, подтверждает серьезный интерес Владимира к исламу и даже сообщение «Повести временных лет» о том, что киевский князь отправлял послов с целью побольше узнать о мусульманской вере. Далее, по словам ПВЛ, во время переговоров с латинянами («немцами»), Владимир отклонил их предложение, сославшись на своих предков: «Сказал же Владимир немцам: “Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого”». В русских источниках нет никаких пояснений того, о чем идет речь. Зато они есть в немецких хрониках: в 961 году в Киеве появился епископ Адальберт, назначенный на новоучрежденную русскую кафедру. Его миссия, однако, закончилась крахом — вскоре он был вынужден уносить ноги.
8. Некоторые исследователи (начиная с В.Н. Татищева) сомневаются в достоверности рассказа ПВЛ о еврейских миссионерах: евреи-де не занимаются миссионерством среди неевреев, а лишь распространяют среди народов заповеди Ноя (запреты идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, прелюбодеяния и т. д.). На наш взгляд, для подобного скептицизма нет оснований. Случаев иудейского миссионерства известно немало: Адиабена, Химьяр, Хазария… А вот свидетельство того, что евреи распространяли нечто похожее на Семь заповедей Ноя, есть только одно, причем в Новом Завете:
Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деян 15:19)
9. Выбирая веру, Владимир и его свита внимательно выслушали доводы всех миссионеров, среди которых самым убедительным, естественно, оказался византийский «философ». Однако, если верить ПВЛ, окончательный выбор был сделан почти по еврейскому анекдоту — «ну, во-первых, это красиво»:
Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.
10. Крещению Руси предшествовала война с Херсонесом (Корсунью), откуда Владимир добыл священников и святыни, включая почитаемые мощи святого Климента. Взять город ему помогла измена попа Анастаса, указавшего русским водовод, снабжающий город. Этот подвиг не был забыт: Анастас стал настоятелем киевской Десятинной церкви, иконы и утварь в которой как раз и происходили из корсунской добычи.
11. Вернувшись в Киев, Владимир приказал сокрушить Перуна и прочих идолов, которых прежде сам же установил. Касательно реакции киевлян вновь предоставим слово «Сатирикону»:
Бедного Перуна утопили. Народ же киевский, несмотря на открытый переход в христианство, в душе еще долго оставался язычником. Многие из них тайно отправлялись на поиски несчастного Перуна и других богов. Это были первые богоискатели на Руси. Отчаявшись в поисках Перуна, некоторые из богоискателей взяли топор, пилу и рубанок и принялись строить нового Перуна. Это были первые богостроители на Руси.
12. Не все помнят, что крещение князя едва не парализовало русскую государственную машину: слишком буквально восприняв некоторые заповеди, Владимир не знал, как теперь вершить правосудие. К счастью, оказавшиеся рядом опытные византийские богословы объяснили Крестителю, что и как:
И умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?» Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав».
13. Ну и последнее. Новый праздник появился в России с опозданием на два года сравнительно с соседским прецедентом — на Украине еще в 2008 году президент Ющенко подписал указ про День крещения загадочной химеры «Киевская Русь—Украина». Так что стоит поблагодарить российских законодателей, удержавшихся от симметричного ответа и не подаривших россиянам «День крещения Киевской Руси—Российской Федерации».
Источник
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий